studsupport.ru

Только качественные и проверенные работы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Золотое правило этики

Индекс материала
Золотое правило этики
Страница 2

Доклад Золотое правило этики

Золотым правилом (лат. regula aurea) является названное так в 16-ом веке основное правило правильного поведения. Но его предметно-содержательное происхождение значительно старше. Оно встречается в этом смысле, например, в конфуцианстве, у Фалеса из Милета, в индуизме, в исламе у философа-стоика Сенеки и др.; оно всречается во всём мире, начиная с 16-го века до Рождества Христова.

Золотое правило передаётся в двух трактовках,
в так называемой "положительной" трактовке ("Всё, что ты хочешь, чтобы тебе сделали люди, ты должен также сделать им") и
в так называемой "негативной" трактовке ("Того, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе, не делай никому другому").
Оба эти определения не дают ни положительной, ни отрицательной оценки, а выводятся из латинских слов ponere, positum для "устанавливать" и negare для "отрицать".
В Ветхом Завете она встречается в книге, причисляемой к т. наз. арокрифам, которая в евангелическом переводе библии называется "Тобиас", в католическом переводе "Тобит".
В этой книге рассказывается история о том, что милосердный иудей Тобит или Тобиас после тяжёлой судьбы (изгнание в Ниниф и слепота) снова выздоравливает и даёт затем советы своему сыну (в гл. 4) для его будущего жизненного пути. Эти советы содержат справедливый образ действия, основанный на добром отношении к другому. При этом он даёт ему следующий совет: «От твоего хлеба дай голодающему и от твоей одежды нагому. Всё, что у тебя есть лишнего, отдай как милостыню и пусть твои глаза не завидуют, если ты даёшь милостыню» (Тобит, 4, 16).
Это же место из книги стоит в переводе Мотера в книге "Тобиас" в том варианте, в котором оно как пословица, дошло до наших дней: "То, что ты не хочешь, чтобы сделали тебе, не делай никому другому"

В «Книге изречений» золотое правило появляется в похожем значении: «Не откажи в добре тому, кто нём нуждается, если ты в состоянии, его сделать». (изречение 3,27)

Примерно во время жизни Иисуса председатель высшего иудейского суда и учитель Талмуда Рабби Гиллель («учёный по писанию»), который был известен своим безграничным терпением и миролюбием, определил золотое правило, как весь закон Мозе. Он дошёл до нас в одной истории, согласно которой один язычник хотел принять иудаизм, но для этого ему необходимо было усвоить 613 заповедей и запретов, стоя всё это время на одной ноге. Первый знаток писания, к которому он идёт, выгоняет его, второй, Раби Галлель настаивляет его золотым правилом: «То, что ненавистно тебе, не делай никому другому. Это есть весь закон. Всё остальное комментарий к этому.»

Две различные трактовки объясняются тем обстоятельством, что первоисточники на древнееврейском, греческом и латинском по содержанию существенно отличаются. Признанного всеми единого перевода на немецкий язык на сегодняшний день нет.

Золотое правило имеет много общего со стоическим учением о «неписаном законе» каким мы его находим в Послании к римлянам апостола Павла(2, 14-15) в его определении совести.

В Новом Завете золотое правило встречается в двух местах, а именно у Матфея и Луки. У Матфея оно стоит после Нагорной проповеди (5, 3-17), однако с некоторым отличием в так называемой «положительной формулировке»: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки. » (Матфей, 7.12).
У Луки оно появляется также после Нагорной проповеди (но у Луки она называется «Проповедь в Галилее», там как раз в так называемой «положительной формулировке»: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лука. 6.31). Здесь показано определённое понимание этики Нагорной проповеди.

Греческий философ и естествоиспытатель Фалес из Милета (640-662 до Р.Х.), первый из семи мудрецов античности, как его называет Платон, в описании Диогена Лаерция отвечает на вопрос о том, как можно поступать лучше всего и справедливее всего, золотым правилом: «Если мы сами не делаем того, за что мы порицаем других».

У Сенеки (4 или 1 до Р. Х. - 65 после Р. Х) золотое правило появляется в положительной трактовке в 94 письме его Epistulae morales: «Кто станет отрицать,что некоторые наставления поражают даже самых неискушенных? Например,эти изреченья,такие короткие, но такие весомые: Ничего сверх меры! / Для тех, кто жаден, всякая корысть мала./ Что ты другим, того же от других ты жди. ».
Подобную положительную формулировку золотого правила использует Сенека в 47 письме своей Epistolae morales, в котором он призывает к мягкому и дружелюбному обращению с рабами. Он наставляет читателя, формулируя “кратко” своё учение: «Живи с подданными так, как ты желаешь, чтобы твой господин жил с тобой.»



 


Материалы и/или содержимое рефератов, дипломов, курсовых, диссертаций, монографий предназначено исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении работ принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ.